« Назад

Должен ли работодатель платить за обучение и выделять на него рабочие часы: мнения и практики

Спрос на IT-специалистов растет. При этом каждая вторая вакансия для новичков, 17% — для тех, у кого нет опыта работы вовсе. Джуниоров нужно много учить, чтобы давать им задачи для самостоятельного решения, а миддлам и сеньорам нужно учиться, чтобы не потерять места из-за образованных джунов. Кто за это должен платить? Кому это нужно больше – специалистам или работодателям? Антон Иванов, генеральный директор Citeck, ответил на вопросы образовательной платформы Нетология для Хабра.

РБК привел топ-7 трендов в образовании по версии работодателей. Вот несколько интересных:

  • работодатели за формирование разумного баланса между учебой и практикой, а это значит, что учиться и работать надо одновременно;
  • гибкие навыки важнее, чем дипломы;
  • образовательная программа должна работать как конструктор: предоставлять возможность сменить направление или сделать перерыв между образовательными модулями ради практики;
  • в учебе нужно сочетать несколько форматов: очный и дистанционный.

Редакция задала несколько вопросов на тему повышения квалификации руководителям, чтобы разобраться, что происходит в профессиональном IT-образовании.

Сколько учатся профессионалы и кто за это платит?

Развивать навыки не просто можно, а нужно. В этом и заключается особенность IT-отрасли. Ведь мы все живем немного в Стране чудес, поэтому чтобы куда-то попасть, нужно бежать вдвое быстрее.

Когда в компанию приходит новый сотрудник, будет безумством сразу подключать его к «боевым» проектам, не погрузив в процессы компании и специфичные инструменты. Также новым сотрудникам иногда нужно развивать навыки для подготовки к проектной работе. Поэтому «учеба» в этом случае и является «работой». Если обучение проходит опытный сотрудник, мы стараемся найти баланс между работой сейчас и развитием на перспективу. Зачастую этот баланс смещается ближе к текущим задачам, но и развитию нужно уделять значительное внимание.

Антон Иванов, основатель и генеральный директор компании Citeck, считает, что учиться должны не только джуны, но и профессионалы в разработке: «Я бы сказал, что самый минимум для них – от 2 до 4 часов в неделю. Лучше больше. При этом в нерабочие часы».

Но вот узкоспециализированное обучение, которое нужно в первую очередь компании, должно проводиться в течение рабочего дня. Когда для разработки продукта требуются конкретные навыки сотрудника, учиться лучше на реальных примерах.

Относительно оплаты Антон считает, что компания может компенсировать часть стоимости обучения, от 50 до 90 процентов, но от специалиста для стимула тоже нужен материальный вклад.

Компания должна обучать, но сотрудник и сам должен быть мотивирован. Готовность тратить собственные средства — показатель реального желания развиваться.

Антон Иванов: «Сегодня все декларируют, что хотят и готовы расти, считается обязательным озвучивать этот постулат на собеседованиях. Но в действительности стремятся развиваться, то есть готовы прилагать усилия, не больше половины, если не треть. Корень проблемы — я сейчас говорю в первую очередь о разработчиках — в том, что рынок избаловал людей. Разработчики слишком востребованы: научившись делать простые вещи, специалист уже может себя продать за неплохие деньги. Зачем напрягаться? Вот многие и не напрягаются».

Сколько ни обсуждай, а вариантов нет — учиться и учить надо. Судя по ответам, компании это понимают. Служба исследований hh.ru провела опрос соискателей, чтобы выяснить их отношение к наличию в компаниях систем корпоративного обучения. 73% соискателей согласились с тем, что во всех компаниях должна быть система обучения. По данным другого опроса, многие хотели бы пройти дополнительное обучение даже самостоятельно — но основным сдерживающим фактором остается денежный вопрос. Делитесь комментариями, как организовано обучение в вашей компании.

Полностью ознакомиться с текстом статьи можно здесь.